КРАСОТА: ЭСТЕТИКА И АНЕСТЕТИК
Фрагменты второй лекции митрополита Сурожского Антония из цикла "Смысл и красота" ("Meaning and Beauty ", 1982):
《...когда мы говорим о понимании, о знании, о познании красоты, мы должны понимать, что не все равно, с каким отношением мы смотрим на объект.
Полное безразличие не даст нам увидеть ни красоту, ни уродство. Такое состояние, когда, глядя на предмет, мы думаем: «Мне совершенно все равно, что это такое», не дает нам увидеть тайну этого предмета. Ее могут нам раскрыть любовь или ненависть, они дадут нам увидеть, откроют нам либо красоту, либо уродство предмета, он не будет нам безразличен или будет вызывать у нас какую-либо реакцию, неравнодушие.
Ненависть находит те черты, которые можно критиковать, отвергать, которые отталкивают нас от предмета. То же самое можно сказать о страхе или других видах отрицательного отношения к человеку или к предмету.
С другой стороны, любовь, которая есть открытость, доверие, уверенность – порой такое доверие и такая уверенность, которые готовы идти до конца и скорее отдать все, чем отвернуться, - такая любовь может открыть перед нами красоту. <...>
Один из аспектов красоты в том, что она создает взаимосвязь и отношения.
Здесь я хочу заметить, что, когда мы говорим об эстетике, мы говорим не о восприятии как таковом, но о чутком восприятии; слово «эстетика» может быть связано в нашем сознании со словом «анестетик»: анестетик – это наркотическое средство, которое блокирует не только наше восприятие, но и нашу чувствительность.
Но когда мы думаем об эстетике и об эстетических понятиях, мы выражаем отношение к объекту; если мы остаемся к нему равнодушными, то, конечно, не будем воспринимать ни красоту, ни уродство, мы будем воспринимать объект просто как нечто стоящее на нашем пути, что не имеет к нам никакого отношения. А отсутствие отношения противоположно всему, что есть в жизни, всему, к чему жизнь стремится, чему жизнь дает смысл. <...>
Таким образом, есть нечто глубокое в определении красоты как убедительной силы знания: не интеллектуального знания, не рационального знания, а полноты знания, которое включает в себя и логику, и интуицию, которое требует участия в нем всего человеческого существа или всего человеческого общества.》
° ° °
αἴσθησις
1. чувство;
2. чувствование, ощущение;
3. сообразительность, понятливость;
4. охот. звериный след; καταπατεῖν τὰς αἰσθήσεις идти по следам.
άναισθησία
1. нечувствительность, невосприимчивость;
2. бесчувственность, безразличие или тупость, тупоумие.
άν-αίσθητος
1. бесчувственный, нечувствительный, невосприимчивый;
2. бесчувственный, безразличный или
тупоумный, тупой;
3. неощущаемый, безболезненный;
4. неощутимый, незаметный; невидимый и
вообще недоступный чувствам.
#Владыка_Антоний