ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: "ДОЛЖЕН БЫЛ ЕМУ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ТАЛАНТОВ"
《Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.》 (Мф.18:21-22)
《И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.》 (Мф 6:12)
° ° °
《Сегодня прежде всего я прошу у вас прощения за все то доброе, что я не сделал, и за все то недоброе, что — вольно или невольно - сделал по отношению ко всем вам или к каждому из вас.》–
– из проповеди митрополита Илариона (Алфеева), 13 апреля 2005
° ° °
《Простить кого-то иногда бывает легко, а иногда очень трудно. Как правило, нам легче простить всех – точнее, тех, кто не находится в непосредственной близости от нас. Гораздо труднее простить тех немногих людей, которые рядом с нами, может быть, того одного человека, который, как жало в плоть, как ангел сатаны (2Кор 12:7), отравляет нашу жизнь. Иногда мы говорим: "Я готов простить всех, кроме одного человека, который сделал мне слишком много зла". Но до тех пор, пока мы не простим этого единственного человека, который стоит на пути между нами и Богом, преграждая нам доступ к Богу из-за того, что мы не примирились с ним, — до тех пор ночь не пройдет и день не приблизится¹.
¹ Рим 13:12: 《Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.》
Ибо ночь – это когда мы помним обиды, когда червь злопамятства гложет наше сердце, когда память о причиненном ущербе не дает нам спокойно жить. А день – это когда мы со всеми в мире и готовы простить даже тех людей, которые так глубоко нас ранили, так глубоко оскорбили, что не хватает человеческих сил, чтобы примириться с ними. И <...> мы просим Бога, чтобы Он совершил чудо и преобразил нашу душу, ДАВ НАМ СИЛЫ ПРОЩАТЬ ТЕХ ОБИДЧИКОВ, КОТОРЫХ МЫ, ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МЕРКАМ, ПРОСТИТЬ НЕ В СИЛАХ.》–
– из другой проповеди митрополита Илариона, 1 марта 1998 г.
° ° °
《И оглянемся вокруг себя, и дадим друг другу прощение, и примем друг от друга прощение, с тем чтобы вступить теперь в этот путь от земли к Небу, от рабства в свободу, чтобы не идти нам с тяжелыми кандалами на руках и на ногах, а ступать легкой поступью за Христом, куда бы Он ни пошел.》–
– из проповеди митрополита Сурожского Антония, 16 марта 1975 г.
° ° °
《Господь Иисус говорит: "Если вы хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед вами"². В самом деле, как это понятно, как это просто и логично. Можем ли мы говорить: «Господи, забудь, изгладь, вычеркни», – когда у нас в сердце сидит злоба, оберегается и охраняется злопамятство?³ Нет, конечно.
² Мф 6:14-15: 《Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.》
³ Пс 50:11-12: 《Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.》
Поэтому сегодня Церковь призывает нас к прощению. Мы не можем жить друг с другом без прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими: муж перед женой, дети перед родителями, родители перед детьми, соседи перед соседями. Мы люди, живые люди, И ЕСЛИ БЫ НЕ УМЕЛИ ПРОЩАТЬ ДРУГ ДРУГА, ТО ВЕСЬ МИР ПРЕВРАТИЛСЯ БЫ В АД, ХАОС ЗЛОБЫ.》–
– из проповеди протоиерея Александра Меня
° ° °
《Не только у ближних, но и у Самого Бога мы сегодня просим прощения. За то, что живем не так, как Он повелел. За то, что сила Божия не явлена через нас миру. За то, что, будучи христианами, мы по делам своим нередко оказываемся хуже неверующих, хуже язычников. За то, что любовь Божия не изливается через нас на ближних. За то, что неверны мы заповедям Божиим. ЗА ТО, ЧТО ПРОПАСТЬ ЛЕЖИТ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО МЫ ЕСТЬ, И ТЕМ, ЧЕМ МЫ ПРИЗВАНЫ БЫТЬ. За все это испросим прощения у Бога.
Сегодня мы призываемся не только испросить прощения у Бога, но и "простить Бога" за все то, что, по нашим человеческим меркам, кажется несправедливостью. Разве не бывает, что в момент какой-то катастрофы, какого-то крушения, в момент, когда происходит нечто такое, с чем мы не можем примириться, мы спрашиваем у Бога: "Где же Ты? Как Ты допускаешь это?"》–
– снова владыка Иларион, 1 марта 1998 г.
° ° °
Историческо-бытовой комментарий "Новой Женевской учебной Библии" к притче о немилосердном заимодавце:
《ТАЛАНТ был крупнейшей денежной единицей, равной шести тысячам динариев или драхм. Следовательно, эта сумма почти неисчислима и символизирует то невообразимое количество грехов, которое все мы совершили перед Господом.
СТО ДИНАРИЕВ. Римский динарий был дневным заработком простого работника и равнялся греческой драхме. Сумма, которую задолжал второй раб первому, сравнивается здесь долгом первого раба государю – она составляла приблизительно одну шестидесятитысячную от него.》
#Прощеное_воскресенье #Владыка_Антоний #Александр_Мень #Иларион_Алфеев